Мишель Шапутье (Michel Chapoutier) — один из самых влиятельных и харизматичных виноделов мира, яркий последователь биодинамического движения. Пятидесятилетний винодел владеет лучшими виноградниками Эрмитажа, Кроз-Эрмитажа, Сен-Жозефа, Кот Роти и других великих терруаров Долины Роны. Успех ошеломляющий: год за годом многие вина Шапутье оказываются во главе самых престижных экспертных рейтингов. С 1990 года вина Мишеля Шапутье получили более 550 оценок свыше 90 баллов от Wine Spectator и Wine Advocate, в сумме они набрали более 32 000 баллов — наверное, ни один другой винодел мира не может похвастаться таким результатом. Журналисты называют его Мастером Эрмитажа, Царем Горы, послом Роны в мире. Но амбиции Мишеля распространяются далеко за пределы юга Франции. В одном интервью Шапутье сказал: «Легко доказать, что ты умеешь делать великий Эрмитаж стоимостью 150 долларов за бутылку. Но сделать великое вино в каком-то неизвестном месте за 20 долларов? Это совершенно другое дело. Когда у тебя есть абсолютно другой запас маржи в цене, а усилия для создания великого вина нужно приложить те же. Вот это что-то особенное. Не каждый способен сделать это”. Шапутье производит вина в других регионах Франции — Русийоне, Эльзасе, а также в Португалии и Австралии, присматривается к виноградникам Шампани и Англии.
Семья Шапутье создавала вина в Долине Роны с 1808 года. В юности Мишель путешествовал по другим винодельческим регионам, а когда в 80-х вернулся домой, то стал отвечать за винификацию в семейном винодельческом хозяйстве. Управлением занимался дедушка Мишеля Марк Шапутье, а брат и отец — созреванием вин. Мишеля не удовлетворяло качество тех вин, которые создавала его семья. Это были не ЕГО вина. И бизнес не был достаточно успешен. Он пришел к деду, сказал, что хочет уйти. Но дед не позволил ему сделать это и предложил возглавить компанию. Мишель не хотел оставить свою семью в неравном положении, поэтому решил выкупить у нее все хозяйство, которое сделал одним из самых преуспевающих во Франции.
В начале самостоятельной деятельности критиков и скептиков было много. Особенно, когда Мишель принял решение все свои виноградники возделывать в соответствии с принципами биодинамики. Он усовершенствовал линию винификации, процесс созревания вина, стал создавать разные вина с отдельных участков, вместо традиционного использования винограда со всех участков Эрмитажа для производства одного вина. Сегодня качество и всемирная слава вин Мишеля Шапутье являются лучшими доказательствами правильного пути.
У Мишеля и его жены Корин есть двое детей — Максим, студент университета Мельбурна, и Матильда, которая работает в Пекине. Fac et Spera («Делай и Надейся») — девиз Шапутье, который лучшим образом отражает философию жизни этой семьи. Мишель любит готовить и считает, что винодел должен знать толк в кулинарии. Рассуждая о вине и еде, он сравнивает их с супружеством. Плохой брак — это когда один человек доминирует, а второй подчиняется. Хорошие отношения между супругами основаны на взаимном дополнении, на компромиссе. Они нуждаются не во власти, а в многогранности и длительности. Также еда и вино должны дополнять личности друг друга, они должны измениться под влиянием друг друга, чтобы создать более сложную и интересную личность.
Страстью Шапутье является терруар. Представляя свои вина на дегустациях, он часто говорит о том, что это, возможно, не самые великие вина в мире, но они представляют собой лучшую картину терруара. Винодел считает, что есть три элемента терруара: разнообразие почв, климат и человек. Мишель особенно ценит почвы, содержащие гранит и гнейс, считая, что чем разнообразнее состав почв, тем интереснее получается вино. В формуле терруара большое значение имеет урожай. Это значит, что винодел не должен исправлять характеристики урожая, заданные природой в конкретном году: никогда никакого повышения кислотности и никакого добавления сахара. Шапутье объясняет, что когда мы рассуждаем о том, что тот или иной винтаж плохой или хороший, это похоже на ситуацию, когда мы решаем судьбу 8-летнего ребенка: станет он президентом или таксистом. Винодел должен дать шанс своему терруару, а отличия в стиле разных винтажей делают вино интереснее.
Биодинамический подход дает Мишелю важное преимущество — его виноградники лучше переносят капризы погоды, и признанный другими виноделами плохой винтаж оказывается хорошим для биодинамистов. Если винодел поливает и удобряет лозу, то питательные вещества остаются в верхних слоях почвы, и корни растения остаются в этих слоях, из-за чего больше подвержены повреждению. Биодинамические виноградники привыкают бороться за жизнь и сопротивляться болезням, их корни проникают на большую глубину, пытаясь получить из нее необходимые вещества, и так становятся сильнее. В холодные и дождливые годы, конечно, даже биодинамисты собирают меньше урожая, но он отличается хорошим качеством.
Здоровый и сильный куст розы прекрасно сосуществует с тлей, которая питается побегами, потому что сильный иммунитет растения не позволяет доминировать насекомым. Если садовник уничтожит тлю с помощью пестицидов, и будет удобрять розовый куст, то он поможет не только розам, но и грибам, которые будут размножаться сильнее, что представляет угрозу для сада. Биодинамисты избавлены от этих проблем, так как не нарушают естественный баланс природы.
Мишель считает, что сельскому хозяйству нельзя научиться за четыре года в университете. Это сложный и длительный процесс, в котором надо поработать подмастерьем, прежде чем стать мастером. Важно научиться чувствовать землю как хороший врач чувствует больного. Выращивание винограда и производство вина — это искусство сельского хозяйства.
Шапутье относится к виноделию как к искусству, поэтому не создает вина в угоду публике. Он считает, что также как зритель не может диктовать художнику, какие цвета красок он должен использовать, также винодел не должен создавать вина, руководствуясь модными тенденциями.
Шапутье сомневается, что важным условием для получения сложного вина является смешивание разных сортов, приводя в пример многогранные моносепажные бургундские вина. Богатство микросреды, сложный бактериальный состав — вот что влияет на качество вина, по мнению винодела. Его внимание сосредоточено на белом сорте Марсанн, традиционном для Северной Роны. Обладая низкой кислотностью, вина из этого винограда, способны все же к длительному развитию благодаря высокому содержанию фенольных смол. Меньше Шапутье использует сорт Русанн, потому что он склонен к быстрому окислению, а ему хотелось бы создавать белые вина, способные к долгой жизни.
Еще одной особенностью производства вин Мишеля Шапутье является отказ от фильтрации, таким образом напиток получается более естественным, таким, каким его создала природа.
На всех этикетках вин Мишеля Шапутье основная информация указана также шрифтом для слепых. Впервые шрифт Брейля появился на этикетке вина, происходящего с виноградника Монье де ля Сизеранн. Шапутье сделал это в честь бывшего владельца виноградника Мориса де ла Сизеранн — президента Французской ассоциации слепых.
Фото: decanter.com
Премиальный алкоголь и бакалея от группы магазинов NOYAKS. Смотрите также на нашем сайте: винные магазины в Минске, сиропы Монин в Минске, вино бар.